Методические указания для обучающихся по государственной итоговой аттестации Экономическая безопасность
23.10.2019, 16:19

Приложение 1 к программе

государственной итоговой аттестации

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

 

Экономический факультет

Методические указания для обучающихся

по государственной итоговой аттестации

 

Специальность:

38.05.01 Экономическая безопасность. Специализация № 1: «Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности»

 

Уровень высшего образования:  специалитет

Направленность (профиль) образовательной программы:

«Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов)»

 

 

Квалификация выпускника:

«экономист»

 

 

 

Содержание

1 Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену. 3

2 Требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам.. 5

3 Структура и объем выпускной квалификационной работы.. 6

4 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы.. 6

4.1 Планирование научно-исследовательской работы.. 6

4.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы.. 8

4.3 Подбор и ознакомление с источниками по теме исследования. 8

4.4 Сбор и анализ фактических материалов для выполнения выпускной квалификационной работы   9

4.5 Введение выпускной квалификационной работы.. 9

4.6 Основная часть выпускной квалификационной работы.. 10

4.7 Заключение выпускной квалификационной работы.. 11

4.8 Научная статья и доклада на конференцию.. 11

5 Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работы.. 14

5.1 Оформление текстовой части. 14

5.2 Оформление оглавления, заголовков. 15

5.3 Оформление иллюстраций. 15

5.4 Построение таблиц. 16

5.5 Оформление перечислений. 18

5.6 Правила сокращения слов и словосочетаний. 20

5.7 Оформление формул. 21

5.8 Оформление библиографические ссылки. 21

5.9 Оформление списка использованных источников. 22

5.10 Оформление приложений. 23

6 Консультации по выпускной квалификационной работе и ее текущая проверка. 23

7 Представление выпускной квалификационной работы на выпускающую кафедру. 24

8 Методические указания по защите выпускной квалификационной работы.. 25

Приложение А Титульный лист выпускной квалификационной работы.. 28

Приложение Б Форма заявки экономического субъекта на выполнение выпускной квалификационной работы.. 29

Приложение В Форма заявления о выборе темы выпускной квалификационной работы.. 30

Приложение Г Форма задания на выполнение выпускной квалификационной работы.. 31

Приложение Д Примеры оглавлений. 33

Приложение Е Пример оформления списка использованных источников. 35

Приложение Ж Форма отзыва руководителя на выпускную квалификационную работу. 37

Приложение И Форма справки о внедрении результатов выпускной квалификационной работы.. 40

Приложение К Образец оформления реферата на выпускную квалификационную работу. 41

Приложение Л Форма рецензии на выпускную квалификационную работу. 42

 

 

1 Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену

Обучающимся при подготовке к государственному экзамену необходимо руководствоваться следующей инструкцией:

1. Настройте себя на серьезную работу. Главное, побороть свою лень и нежелание воспринимать материал. Даже самое сложное задание вы вполне можете освоить при определенном настрое. Для этого нужны воля, стремление и усидчивость. Поэтому взращивайте в себе уверенность в том, что вы с легкостью справитесь с освоением любого вопроса. Кстати, это качество пригодится вам по жизни и в дальнейшем. Только не стоит путать его с излишней самоуверенностью.

2. Изучите программу государственной итоговой аттестации. Она станет для вас планом вашей подготовки.

3. Подберите учебную литературу и законодательно-нормативные источники, по которым вы будете готовиться. Необходимо чтобы они были из списка основной и дополнительной учебной литературы программы государственной итоговой аттестации. Неплохо было бы иметь конспект лекций по дисциплинам, выносимым на государственный экзамен. Но следует помнить, что это всего лишь кратко изложение того, что хотят услышать от вас. Для качественной подготовки необходимо более глубокое изучение материала. Постарайтесь не пользоваться различными готовыми шпаргалками и краткими конспектами лекций, которыми переполнен интернет и полки книжных магазинов. Там может содержаться много неточностей, да объема материала будет недостаточно для успешного ответа на экзамене.

4. Теперь можно приступить непосредственно к изучению дисциплин, входящих в программу государственного экзамена. В отобранных вами учебной литературе и законодательно-нормативных источниках найдите те, темы которые в нее входят. Здесь необходимо помнить, что следует использовать действующие редакции законодательно-нормативных актов.

5. При изучении каждого вопроса выделяйте самое главное. Для лучшего запоминания можете выписывать некоторые фразы и ключевые слова, составляйте логические схемы. Будьте уверены, что ваши усилия не пропадут понапрасну. Разберитесь в смысле основных терминов по каждой дисциплине. Те, которые не можете запомнить, запишите.

6. Когда материал изучен полностью, перечитывайте ваши записи. Если не можете что-либо вспомнить, обращайтесь снова к источникам.

7. Важно в период подготовки выполнить все типовые задания. При выполнении типовых заданий следует использовать действующие редакции законодательно-нормативных актов. Здесь также необходимо помнить об обязательном присутствии в выводах доказательств и обоснований решений.

8. В день перед государственным экзаменом постарайтесь отдохнуть и выспаться. Не переживайте понапрасну, вы хорошо подготовились, и все у вас получится.

В процессе подготовки к сдаче государственного экзамена обучающимся необходимо развивать следующие навыки:

Трудности

Показатели

Навыки

Особенности

Процессуальные

Знание о процедуре государственного экзамена

Представление об этапах проведения государственного экзамена

Снижает тревожность обучающегося, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений: «осведомлен, значит, вооружен».

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния).

Когнитивные

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при написании решений и ответов на бланках, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся внимателен (высокий уровень влияния).

Логика

Умение строить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи в заданиях

Помогает правильно понять задания, связанно и логично излагать ответы, рассуждения, находить наиболее логичные ответы.

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся умеет логически мыслить (высокий уровень влияния).

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи государственного экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено.

Личностные

Интроверсия

Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Письменная форма ответов более привычна и помогает лучше ответить на вопрос (есть время подумать, правильно сформулировать ответ) по сравнению с устной формой.

В ситуации государственного экзамена, когда вокруг незнакомые люди, помощь и поддержка оказываться не будет. Можно рассчитывать только на себя. Отвлекаться на других людей и знакомиться с ними в надежде на помощь – нет времени и возможности.

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния).

Организованность

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния).

Эмоциональная стабильность

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах.

Тревожность может негативно сказываться на результатах государственного экзамена, потому что волнение может привести к тому, что обучающийся забывает знакомый материал, становиться менее внимательным и т.д. Больше времени уходит на то, чтобы справиться с эмоциями.

Успешность сдачи государственного экзамена повышается, если обучающийся умеет справляться с волнением или государственный экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от сложности задания.

2 Требования, предъявляемые к выпускным квалификационным работам

Выпускная квалификационная работа представляет собой научный труд, по которому определяется степень подготовки выпускника к самостоятельной работе по специальности. К выпускной квалификационной работе предъявляются следующие требования:

- работа должна быть написана на актуальную тему, результаты которой могут быть полностью или частично использованы в практической деятельности организации;

- работа выполняется на фактических материалах конкретной организации, в которой обучающийся проходит практику или работает;

- работа должна представлять собой самостоятельную, всестороннюю разработку избранной темы, а также содержать теоретически и экономически обоснованные выводы, конкретные предложения и рекомендации автора по исследуемой проблематике;

- работа должна отличаться критическим подходом к анализу существующего положения дел в организации по исследуемой проблеме;

- в работе должен быть представлен обзор литературных источников по теме, освещены различные точки зрения по исследуемой проблематике с указанием собственного мнения обучающегося по затронутым в работе дискуссионным вопросам. Позиция автора по этим вопросам должна быть обоснована;

- работа должна быть написана грамотно и оформлена в соответствии с требованиями настоящих методических рекомендаций.

Наибольшую ценность имеет выпускная квалификационная работа, в которой предложения  автора являются полезными для организации, на материалах которой она выполнена, и применение результатов исследования может дать определенный экономический эффект.

Глубокое и всестороннее изучение теории и практики по вопросам избранной темы является базой для критического их рассмотрения и качественного изложения хода и результатов проведенного исследования

3 Структура и объем выпускной квалификационной работы

В структуре выпускной квалификационной работы должны быть четко выделены законченные по смыслу и логически соподчиненные части: введение, основная часть (главы) и заключение.

Выпускная квалификационная работа, представляемая к защите, должна включать в себя:

- титульный лист (Приложение А);

- оглавление;

- введение;

- основную часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Общий объем выпускной квалификационной работы – 80-90 страниц машинописного текста без приложений.

Для введения отводится не более пяти страниц, заключения ‑ трех-пяти страниц. Первая глава должна составлять 30%, вторая – 45%, третья ‑ 25% основной части (рис. 1).

 

 

Рисунок 1 ‑ Структура основной части выпускной квалификационной работы

Содержание выпускной квалификационной работы должно свидетельствовать о достаточно высокой теоретической подготовке и наличия у автора необходимых знаний по избранной теме. Работа должна быть написана на литературном русском языке в научном стиле от третьего лица, экономически грамотно и правильно оформлена.

4 Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

4.1 Планирование научно-исследовательской работы

Планирование научно-исследовательской работы имеет исключительно важное значение для рациональной организации научного труда. Хорошо продуманный план, строгая последовательность выполнения заданий, систематический самоконтроль ‑ залог продуктивности всякой работы.

Выполнение выпускной квалификационной работы осуществляется по этапам, представленным на рисунке 2.

Подготовка и защита выпускной квалификационной работы предполагают прохождение следующих этапов:

- выбор темы выпускной квалификационной работы и оформление задания по подготовке выпускной квалификационной работы и разработка ее примерного плана;

- подбор и ознакомление с литературой по теме исследования;

- сбор и анализ фактических материалов экономического субъекта, характеризующих состояние экономических явлений, подлежащих исследованию;

- написание введения, написание основной части работы, написание заключения;

- оформление работы и представление ее руководителю на отзыв;

- написание научной статьи по теме исследования;

- сдача выпускной квалификационной работы в твердом переплете с отзывом руководителя на кафедру;

- направление выпускной квалификационной работы на внешнее рецензирование;

- подготовка текста выступления (доклада) и презентации для защиты выпускной квалификационной работы;

- защита выпускной квалификационной работы перед государственной экзаменационной комиссией.

 

Рисунок 2 ‑ Этапы выполнения выпускной квалификационной работы

 

Выполненная выпускная квалификационная работа проходит предзащиту, на которой представляется вниманию комиссии проект доклада и презентации. Переплетенная выпускная квалификационная работа, подписанная автором, руководителем и рецензентом, с вложением отзыва и рецензии, сдается на кафедру в установленные сроки.

4.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы

Примерная тематика выпускных квалификационных работ разрабатывается выпускающей кафедрой, доводится до сведения обучающихся не позднее, чем за шесть месяцев до начала выполнения выпускной квалификационной работы.

При разработке тематики выпускных квалификационных работ кафедра должна учитывать теоретическое и практическое значение включаемых в нее проблем, по возможности предусматривать новые научные проблемы, а также вопросы, недостаточно изученные или являющиеся предметом дискуссии в экономической литературе.

Обучающийся самостоятельно выбирает любую интересующую его тему выпускной квалификационной работы из предложенного кафедрой перечня.

По согласованию с руководителем и заведующим кафедрой обучающийся может выбрать для выпускной квалификационной работы тему, предварительно определив ее цель и план, не включенную в рекомендованный перечень, а также несколько изменить название темы, придав ей желаемую направленность, расширить или сузить ее. Желательно, чтобы избранная тема была связана с тематикой выполненных обучающимся курсовых работ и докладов на семинарских занятиях и студенческих научных конференциях по соответствующему профилю.

Обучающийся может выбрать и такую тему, которая им была мало изучена в процессе обучения, с целью расширить свои знания по профилю подготовки. При этом всегда следует иметь в виду, что выбор темы должен быть обоснован.

Представляется возможным, что экономический субъект, являющийся базой практики, рекомендует тему выпускной квалификационной работы. В этом случае необходима оформленная заявка от экономического субъекта с обоснованием необходимости ее разработки (Приложение Б). Такой вариант определения темы работы является наиболее предпочтительным, поскольку обучающийся при ее написании будет непосредственно включен в проблематику деятельности экономического субъекта и сможет применить теоретические знания и полученные в исследовании результаты для решения конкретных практических задач.

Обучающийся, выбрав тему, пишет заявление на имя заведующего кафедрой (Приложение В), а также совместно с руководителем оформляет задание по подготовке выпускной квалификационной работы (Приложение Г).

4.3 Подбор и ознакомление с источниками по теме исследования

Список использованных источников ‑ это ключ к источникам, которыми пользовался автор при ее написании. Кроме того, такой список в определенной мере есть выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему можно судить о степени осведомленности автора в имеющейся литературе по изучаемой проблеме.

В списке использованных источников должны быть представлены основные нормативные и законодательные акты РФ, учебно-методические, монографические исследования. Составление исчерпывающего списка использованных источников предполагает более полное включение наиболее важных статей, опубликованных в научных, специальных журналах и сборниках научных статей.

Работая с литературой надо обращаться к изданиям последних пяти лет. Необходимо постоянно следить за изменениями в законодательстве, появлением новых научных публикаций по направлению исследования.

Подбор источников в список использованных источников следует осуществлять в определенной последовательности. Начинать необходимо с литературы, раскрывающей экономическую сущность изучаемого вопроса, с тем, чтобы получить общее представление об основных теоретических проблемах темы. Затем надо использовать учебники и учебные пособия, а также инструктивные материалы и после этого перейти к монографиям и научным статьям. Такая последовательность в изучении литературных источников позволит постепенно накапливать и систематизировать знания.

Тщательное изучение основной литературы следует завершить до начала подбора фактического материала. Это позволит более глубоко изучить и оценить состояние исследуемой проблемы.

Самостоятельная работа обучающегося при подборе литературы предполагает систематические консультации с руководителем с целью согласования списка использованных источников.

 

4.4 Сбор и анализ фактических материалов для выполнения выпускной квалификационной работы

Сбор фактического материала ‑ один из наиболее ответственных этапов написания выпускной квалификационной работы. Прежде чем приступить к его выполнению, следует согласовать с руководителем выпускной квалификационной работы, какую именно информацию необходимо собрать во время прохождения практики.

Основное внимание при сборе фактического материала следует уделить оценке и анализу состояния дел экономического субъекта по направлению исследования. Для этого описывается общая экономическая характеристика субъекта: организационно-правовая форма, основной вид деятельности, система организации управления, организация учета и состав отчетности. Кроме того, должна быть произведена оценка основных экономических показателей, экспресс-анализ финансово-экономической деятельности.

В процессе сбора и обработки конкретной учетной информации следует продумать и сформулировать предложения, направленные на совершенствование исследуемой проблематики.

Данные можно представить в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.п.

Анализировать надлежит не только систему обобщенных показателей, но и частные показатели, и определяющие их факторы. После обобщения исходных данных с помощью традиционных методов (индексы, сравнения, группировки и др.) выявляются тенденции в динамике изучаемых явлений, и дается качественная характеристика, а затем определяются количественные характеристики выявленных взаимосвязей и динамических тенденций.

4.5 Введение выпускной квалификационной работы

Введение отражает основные характеристики выпускной квалификационной работы. Стандартные структурные элементы введения:

- актуальность выбранной темы исследования;

- цель и задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- теоретическая и методологическая основа исследования;

- методы исследования;

- краткое описание структуры выпускной квалификационной работы.

Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее значение, актуальность и важность для конкретного экономического субъекта или отрасли, указывается цель выпускной квалификационной работы. В частности, необходимо показать значение рассматриваемой проблемы, наметить основные пути ее решения.

При этом должны быть определены задачи, которые ставит перед собой обучающийся при написании работы. Обычно задачи записываются в форме перечисления: изучить…, описать…, проанализировать…, оценить…, исследовать…, рассмотреть…, выявить…, обосновать…, предложить…, разработать… и т.д. Оптимальное число реализуемых задач в выпускной квалификационной работе – не менее трех и не более шести, данное число задач позволяет четко структурировать материал исследования, не выходя за рамки обозначенной темы и объема выпускной квалификационной работы.

Далее представляются объект и предмет исследования, позволяющие раскрыть основное содержание выпускной квалификационной работы.

Объект ‑ это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет ‑ это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект ‑ это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования ‑ это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект, в рамках выпускной квалификационной работы, ‑ это экономический субъект, а предмет исследования чаще всего совпадает с определением его темы или очень близок к исследованию. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

В конце введения определяются теоретическая и методологическая основа исследования, методика исследования и краткое описание структуры выпускной квалификационной работы.

Теоретической и методологической основой, как правило, служат научные труды отечественных и зарубежных ученых в области исследуемой проблемы, а также законодательные и нормативные акты, регламентирующие выбранное направление исследования.

Во введении должны быть перечислены использованные в работе методы исследования, которые могут быть разделены на общенаучные, методы экономического анализа, статистические методы обработки информации, методы и способы аудиторских доказательств и другие

 

4.6. Основная часть выпускной квалификационной работы

В основной части формулируется проблема, излагается ее интерпретация в экономической теории, анализируются точки зрения на проблему и практические рекомендации по ее решению, предлагаемые различными авторами, выдвигается собственная позиция автора выпускной квалификационной работы.

В соответствии с планом основная часть содержит две-три главы, каждая из которых делится на три-пять параграфов.

Первая глава носит теоретический характер. В ней автор определяет методологические и теоретические основы исследуемой проблемы.

В первой главе могут быть рассмотрены:

- основные категории изучаемого процесса;

- сущность выбранного явления;

- генезис явления;

- возможные тенденции или сценарии развития явления.

В первой главе освещаются экономическое содержание и значение предмета исследования. Необходимо также определить дискуссионные проблемы с представлением понимания определенного вопроса и анализ имеющихся точек зрения на их решение.

Высказывания авторов при критическом рассмотрении их точек зрения  следует цитировать. Наличие различных подходов к решению проблемы, содержащихся в нормативных положениях и работах отдельных авторов, вызывает необходимость глубокого и критического их разбора. После этого автор выпускной квалификационной работы обосновывает свое мнение с учетом практики работы организации по спорному вопросу или соглашается с одной из имеющихся точек зрения, выдвигая при этом собственные аргументы.

Как правило, первый параграф первой главы посвящается раскрытию сущности проблемы. В этом разделе выпускной квалификационной работы должна быть четко сформулирована рассматриваемая проблема. Следует помнить, что постановка проблемы исследования предполагает следующий алгоритм: формулирование проблемы ‑ построение проблемы ‑ оценка проблемы ‑ обоснование проблемы ‑ обозначение проблемы. При разработке этого раздела, как и других разделов, необходимо акцентировать внимание на особенности, которые имеют отношение к теме исследования.

При освещении того или иного вопроса по направлению исследования в выпускной квалификационной работе часто возникает необходимость, сослаться на какой-либо нормативно-правовой акт, при этом указывая его полное наименование, дату, номер и утвердивший его орган.

Вторая глава имеет аналитический характер. В этой главе дается общая экономическая характеристика субъекта, анализируется состояние проблемы. Материалами для анализа могут быть планы работы экономических субъектов, годовые отчеты, данные статистического наблюдения, служебная документация. Анализ и обработку информации необходимо проводить с помощью современных методов анализа.

Третья глава содержит предложения и рекомендации, которые должны носить конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение. Это могут быть рекомендации, модели, методики, программы, прогнозы и проекты. Например, рекомендации могут быть представлены в форме аналитического обзора.

Методика может содержать алгоритм исследуемого процесса и служить инструментом управления. Для разработки методики требуется выявить и установить причины, зависимости, взаимосвязи внешней и внутренней среды исследуемого объекта.

Приветствуются и такие результаты, как «прогноз» и «проект». Особый интерес в прогнозе представляет перечень условий, при которых решение проблемы можно считать осуществимым. Проект представляет собой единый комплекс решения поставленной проблемы, включающий систему сбалансированных, увязанных по времени, ресурсам и исполнителям мероприятий.

Все мероприятия, предложенные обучающимся, должны быть максимально конкретными. Должен быть разработан порядок их внедрения в деятельность экономического субъекта и предусмотрены, при необходимости, меры стимулирования нововведений. Особое внимание следует обратить на обоснованность предложений.

Основное внимание уделяется разработке комплекса мероприятий по теме исследования, позволяющих после их реализации обеспечить определенный экономический эффект. При этом важно определить состав мероприятий, содержание, последовательность и сроки внедрения. Обязательно надлежит провести их экономическое обоснование путем сопоставления разработанного варианта с фактическим положением дела.

Необходимо иметь в виду, что в научной работе автору принято давать оценку излагаемого материала в соответствии с нормами научной коммуникации, которые строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление личного местоимения «я». Желательно применять конструкции типа «по нашему мнению», «мы считаем», «в работе предлагается», «мы полагаем» и т.п.

Допускается изложение основной части в двух главах. В этом случае вторая глава содержит аналитическую и практическую части. Практические выводы и рекомендации, содержащие конкретные мероприятия с обоснованием, расчетами и практическими выкладками, могут включаться в состав обязательных параграфов.

Каждая глава заканчивается выводами, которые делаются на основе собранных данных и результатов проведенной студентом работы, т.е. анализа находящихся в его распоряжении материалов.

4.7 Заключение выпускной квалификационной работы

Заключение выпускной квалификационной работы подводит итог проделанному исследованию в той или иной области. Заключение выпускной квалификационной работы – это логическое завершение выпускной квалификационной работы.

В заключении обязательно должны присутствовать:

- выводы, которые сделаны по теоретической главе;

- результаты по анализу объекта исследования, полученные по итогам написания аналитической главы;

- предложения по совершенствованию деятельности экономического субъекта в направлении исследуемой проблематики.

При написании заключения основное внимание уделяется раскрытию причин положительных и отрицательных сторон деятельности экономического субъекта.

4.8 Научная статья и доклада на конференцию

Научная статья – это представление результатов какого-либо исследования для научной общественности. Научная статья обязательно включает элементы нового знания, которые и определяют её значимость. В отдельных случаях научная статья может содержать систематизацию,  обобщение уже известных научных данных о процессе, явлении или объекте, на основе которого делаются новые выводы, прогнозы. Такая статья называется обзором научной литературы по определенной проблеме.

Выбор темы исследования неразрывно связан с выбором его объекта. Объект исследования – система, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Получение знаний об объекте, необходимых для решения конкретной проблемы,  поставленной в исследовании, осуществляется посредством изучения результатов целенаправленного научного воздействия на отдельные части объекта, называемые предметами исследования.

Предмет исследования – часть, сторона, свойство, отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях, т.е. это элемент объекта исследования. Предмет исследования является носителем группы или ряда существенных свойств,  связей,  или признаков изучаемого объекта и служит средством его научного познания.

После обоснования темы, определения объекта и предмета исследования формулируется цель исследования по данной теме. Цель исследования выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему «цель – средство – результат». Цель – заранее осознанный и планируемый результат. Основные элементы, формирующие содержание цели исследования: конечный результат, объект исследования, путь достижения конечного результата.

Задачами исследования называются вопросы, получение ответов на которые необходимо для достижения цели исследования. Как правило, выдвигаются следующие исследовательские задачи:

- выявление сущности, признаков, критериев изучаемого процесса, явления и на этой основе его объяснение, характеристика;

- обоснование основных путей (методов, средств) решения проблемы.

Изучение научной литературы – это важный и длительный процесс, завершающийся написанием окончательного варианта статьи. Он включает ряд этапов: поиск источников; ознакомительное чтение; углубленное, изучающее чтение с выписками в форме конспектов, аннотаций, тезисов, реферирования; использование источников в процессе исследования для объяснения и интерпретации собственных результатов и наблюдений;  ссылки на литературу в черновике;  написание обзорной части работы; организация библиографического описания к работе и его окончательное редактирование.

Научное обобщение носит особый характер, оно отличается точностью, подчеркнутой логичностью, однозначным выражением мысли, которая строго аргументируется,  а ход логических рассуждений акцентируется с помощью специальных средств связи.

Перечислим некоторые языковые средства научного стиля,  чтобы вы могли придерживаться их при работе с рукописью:

- слова обобщенной семантики (важность, системность, возрастание, понижение, применение и т.п.);

- термины, характерные для какой-либо науки, и общенаучные понятия (закон, принцип, классификация, информация, вероятность, гипотеза и др.);

- слова, указывающие на закономерный характер описанных явлений (обычно,  обыкновенно,  всегда,  регулярно,  всякий,  каждый,  как правило и т.п.);

- глаголы настоящего вневременного в обобщенно-отвлеченных значениях (речь ИДЕТ о проблеме..., отсюда СЛЕДУЕТ вывод..., СЛЕДУЕТ заметить,  что ...,  вычисление  (наблюдение)  ПРИВОДИТ к следующему результату ..., перейдем к следующему вопросу ..., заключение носит предварительный характер..., из сказанного ранее вытекает..., это дает основание говорить о ..., это говорит о ... и др.);

-  глаголы прошедшего и будущего времени используются в значении настоящего времени  (мы получим  /получили ..,  применим ...,  используется, выражается, наблюдается и т.п.); чаще используются глаголы несовершенного вида, как более отвлеченно-обобщенные; глаголы же совершенного вида характерны для устойчивых оборотов (докажем,  что ..., рассмотрим ..., выведем ...);

- преобладают формы 3-го лица местоимений и глаголов.  Авторское «Мы плюс личная форма глагола» употребляется в отвлеченно-обобщенном значении (мы считаем (полагаем, утверждаем…, нами установлено...).

- частотны существительные единственного числа,  формы среднего рода у существительных абстрактного значения (движение, количество);

- краткие прилагательные: Пространство однородно и изотропно.

На синтаксическом уровне связь между предложениями осуществляется с помощью повторяющихся существительных и местоимений. Следите, чтобы в близком контексте не повторялись слова ЭТОТ, ЭТО, заменяйте их синонимами.  Например,  этот → подобный,  такой же, указанный выше, данный и т.п. В предложении преобладает прямой порядок слов (подлежащее – сказуемое – дополнения).

После подготовки черновых набросков отдельных разделов необходимо приступать к написанию рукописи статьи в целом. Разделы следует расположить в следующем порядке:

- аннотация;

- введение;

- экспериментальный раздел;

- аналитический/теоретический раздел;

- заключение;

- список использованных источников.

Некоторые из перечисленных выше разделов у Вас могут отсутствовать,  а порядок следования разделов может быть иной,  что необходимо согласовать с руководителем.

Введение может включать такие компоненты: обоснование и актуальность темы; краткий обзор литературы,  характеристика предмета,  объекта (объектов)  а также методов исследования;  выдвигаемая гипотеза;  научная новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость.

В экспериментальном  (исследовательском)  разделе дается обоснование и описание методики исследования;  приводятся полученные данные, размещается необходимый иллюстративный материал;  формулируются выводы и обобщения.

В тексте статьи следует аргументировано выделить то новое и оригинальное, что вносит в разработку проблемы автор статьи. Текст должен обладать некоторым композиционно-сюжетным построением, направленным на последовательное и целенаправленное раскрытие для читателя процесса авторского поиска.

Аналитический или теоретический раздел посвящается анализу полученных экспериментальных результатов; их описанию, интерпретации в рамках существующей теории или представляет оригинальное теоретическое исследование.

Методический раздел может содержать аргументированные практические рекомендации, возможности и особенности использования результатов Вашей работы.

Заключение в краткой форме подводит итоги всей работы в виде тезисов или выводов, согласованных с целью и задачами исследования; указывает теоретическую и практическую ценность полученных результатов, их возможное внедрения, намечает дальнейшие перспективы изучения данной проблемы.

Устный доклад при выступлении на конференции строится на основе введения, развернутого реферата содержания работы и заключения. Заранее узнайте об установленном регламенте выступления. Помните, что обо всем рассказать в отведенное время не удастся, поэтому отберите наиболее значимые и интересные результаты, факты, выводы, наблюдения. Постарайтесь их включить в свое выступление. Наиболее важные и интересные результаты можно представить в виде слайдов (не более одного-трех). Слайды облегчат ваше выступление на защите, сделают более доступным его восприятие слушателями и придадут дополнительную значимость вашей работе.

Доклад следует рассчитывать на 5 – 15 минут (в зависимости от регламента) и построить следующим образом:

  • название темы работы, обоснование ее новизны и практической значимости. Можно указать мотивы выбора темы;
  • цель и задачи работы;
  • характеристика предмета, объекта и материала исследования;
  • методы исследования;
  • основные результаты и выводы работы;
  • в заключение можно указать дальнейшие перспективы исследования;
  • рассматриваемой проблемы.

Продолжение. Методические указания по оформлению выпускной квалификационной работы

Продолжение. Методические указания по защите выпускной квалификационной работы

Категория: Экономические науки | Добавил: astor
Просмотров: 463 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0