Методические рекомендации к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (ВКР) магистранта
23.10.2019, 15:36

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ (ВКР) МАГИСТРАНТА

 

  1. Выпускная квалификационная работа  магистранта, ее назначение

 

Выпускная квалификационная работа магистранта представляет собой законченную самостоятельную и оригинальную квалификационную работу, содержащую совокупность результатов исследования и научных положений, выдвигаемых автором для публичной защиты, имеющую внутреннее единство, свидетельствующее о личном вкладе и способности автора проводить самостоятельные научные исследования, используя при этом полученные теоретические знания, практические навыки.

Исследование, проводимое в рамках ВКР, должно выполняться магистрантом с соблюдением этических принципов и норм научной деятельности:

  • стремление к поиску истины;
  • уважение авторской позиции при определении и экспертизе предмета, методов, дизайна и др. аспектов научного исследования;
  • организованный скептицизм, предполагающий критическое отношение к научному знанию и сомнение как часть познавательной процедуры;
  • объективность, требующая от исследователя беспристрастности при анализе и оценке научного знания, при интерпретации результатов собственного исследования;
  • доказательность и обоснованность утверждений и выводов принятыми в науке способами: логическими аргументами, ссылками на установленные научные факты, математическими расчетами и др.;
  • достоверность результатов исследования как их соответствие принятым в научном сообществе канонам истинного научного знания;
  • публичность результатов исследования, что предполагает открытость научных достижений обществу и необходимость сообщения общественности исчерпывающей и достоверной информации, которая позволит провести независимую проверку результатов исследования и доказать обоснованность выводов;
  • уважение авторских прав и интеллектуальной собственности, что требует обязательного указания авторства использованных научных методик или высказываемых идей и осуществляется в соответствии с правилами научного цитирования.
  • уважение прав и свобод участников исследования, что выражается в соблюдении их юридических прав, гарантированных законодательством, добровольности и анонимности участия испытуемых в исследовании, использовании информации об испытуемых исключительно в научных целях, корректном общении с участниками исследования; в процессе исследования исследователь не должен оказывать какое бы то ни было давление на испытуемых с целью получения желательного результата исследования;
  • безопасность участников исследования, что означает запрет причинять им вред и ставить под угрозу их здоровье и благополучие в научном исследовании.

Магистрант должен осуществлять научное исследование честно, добросовестно, в пределах своей компетентности и не скрывать от общественности информацию, которая может поставить под сомнение достоверность результатов исследования. Исследователь несет ответственность перед участниками исследования, научным сообществом и обществом в целом.

В ВКР недопустимы нарушения этики научного исследования, среди которых: фальсификация научных данных; некорректные заимствования; нарушения правил научного цитирования; присвоение чужих научных идей; искажение научных фактов, идей других исследователей и результатов собственного исследования; использование ненаучных и сомнительных, с академической точки зрения, источников информации, а также любой лженаучной информации; бездоказательные и сомнительные, с академической точки зрения, утверждения; некорректные, ангажированные (идеологически, политически, этнически и т.п.) и тенденциозные высказывания, нарушающие этику научной коммуникации или унижающие человеческое достоинство; проявление в тексте работы любых форм социальной нетерпимости и др.

Виды ВКР: теоретические (исторические, методологические); эмпирические (экспериментальные, опытно-практические).

Содержание работы могут составлять результаты теоретических и экспериментальных исследований, разработка новых технологий, методических приемов и методик решения научных проблем в области образования, их теоретическое обоснование.

ВКР должна свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования, подбирать методы их решения, планировать, организовывать и проводить научное исследование, интерпретировать его результаты и формулировать выводы.

ВКР подлежит обязательному рецензированию. Для проведения рецензирования ВКР указанная работа направляется соответствующим департаментом одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками выпускающего департамента, на котором выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ ВКР и представляет в соответствующий департамент письменную рецензию на указанную работу.

Процедуре публичной защиты ВКР предшествует проверка текста на объем заимствования в системе «Антиплагиат». Авторский текст должен быть не менее 75 %.

Этическая экспертиза осуществляется экспертами Комитета по этике психолого-педагогических исследований. Экспертиза предполагает проверку текста работы на объем заимствований в системе «Антиплагиат», а также анализ, осуществляемый экспертом, на предмет соблюдения магистрантом этических принципов и норм научной деятельности. Данному анализу могут быть подвергнуты не все ВКР, а выборочно несколько работ, выполненных в рамках конкретной магистерской программы. Результатом этической экспертизы является протокол этической экспертизы с соответствующим заключением эксперта. Данный протокол подписывается председателем Комитета по этике психолого-педагогических исследований и в печатной форме предоставляется в соответствующий департамент ИППО.

Выполнение выпускной квалификационной работы имеет своей целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических профессиональных знаний, их применение при решении конкретных научных и практических задач в области образования;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методологией и методикой исследования и экспериментирования (методами теоретического и эмпирического исследования) при решении актуальных проблем образования;

- выявление уровня готовности магистрантов к самостоятельной научно-исследовательской работе в условиях современного образовательного процесса и публичной защиты научных идей, предложений и рекомендаций.

III. Требования к оформлению выпускной квалификационной работы

Текст ВКР должен быть выполнен печатным способом на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1,5 интервала. Текст ВКР печатается шрифтом – Times New Roman, размер – 14. Страницы ВКР должны иметь следующие размеры полей: правое - 10 мм, верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 25 мм, и содержать примерно 1800 печатных знаков (считая пробелы между словами и знаки препинания). Гарнитура (набор группы шрифтов), кегль (размер высоты буквы), интерлиньяж (интервал между строками) единообразны для всего текста работы. Текст работы должен быть выровнен по ширине.

Каждый абзац текста начинается с «красной строки», получаемой

отступом от левого края текста на 1,25 см. Названия глав в оглавлении и тексте ВКР пишутся прописными буквами, а названия параграфов - строчными. Точка в конце названия глав и параграфов не ставится. Название главы и параграфа отделяется от текста одной пустой строкой при интервале 1,5.

Иллюстрации и таблицы размещаются под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к ВКР. Все рисунки, схемы, диаграммы, таблицы, графики, словники должны иметь названия. Использованные в них обозначения должны быть пояснены. Заимствованные из работ других авторов рисунки и таблицы должны содержать после названия ссылки на источники этой информации. Приложение должно содержать материалы, раскрывающие практическую ценность работы.

Не допускаются орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки, немногочисленные исправления в тексте (отдельные слова, формулы, знаки препинания) вносятся чернилами, тушью, пастой черного цвета.

Все страницы ВКР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра «2» и т.д. Порядковый номер страницы печатается на середине верхнего поля страницы.

Оформление библиографических ссылок

Библиографические ссылки в тексте ВКР оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. (утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008 № 95 - ст).

Примеры оформления библиографических ссылок:

Внутритекстовые библиографические ссылки заключают в круглые скобки, а предписанный знак точку и тире, разделяющий области библиографического описания, заменяют точкой:

(Мунин А.Н. Деловое общение: курс лекций. М.: Флинта, 2008. 374 с.)

Ссылка на цитату:

(Мунин А.Н. Деловое общение: курс лекций. М.: Флинта, 2008. С.50)

Ссылка на статью из периодического издания:

(Самохина М.М. Интернет и аудитория современной библиотеки // Библиография. 2004. N 4. С.67-71)

Повторную ссылку на один и тот же документ или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые библиографические сведения для поиска этого документа указаны в первичной ссылке:

первичная ссылка: (Иванов А.И. Основы маркетинга. М., 2004)

вторичная ссылка: (Иванов А.И. Основы маркетинга. С.50)

При последовательном расположении первичной и повторной ссылок текст повторной ссылки заменяют словами «Там же»:

первичная ссылка: (Иванов А.И. Основы маркетинга. М., 2004)

вторичная ссылка: (Там же)

В повторной ссылке на другую страницу к словам «Там же» добавляют номер страницы:

первичная ссылка: (Иванов А.И. Основы маркетинга. М., 2004. С.45)

вторичная ссылка: (Там же, с.54)

Подстрочные библиографические ссылки оформляют как примечания, вынесенные из текста вниз страницы:

в тексте: "В.И.Тарасова в своей работе "Политическая история Латинской Америки" говорит...

в ссылке: Тарасова В.И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. С.34.

Ссылка на статью из периодического издания:

открытый доступ. Достоинства и недостатки модели открытого доступа"  указывают...

в ссылке: Научные и технические библиотеки. 2008. N 6. С.31-41.

Ссылка на электронные ресурсы:

При наличии в тексте библиографических сведений о статье допускается в подстрочной ссылке указывать только сведения об источнике ее публикации:

в тексте: Я.Л. Шрайберг и А. И. Земсков в своей статье «Авторское право и открытый доступ Достоинства и недостатки модели открытого доступа"  указывают...

в ссылке: Научные и технические библиотеки. 2008. № 6. С.31-41.

Ссылка на электронные ресурсы:

При наличии в тексте библиографических сведений об электронной публикации допускается в подстрочной ссылке указывать только ее электронный адрес:

в тексте: Официальные периодические издания: электрон. путеводитель.

в ссылке: URL: http://www.nlr/ru/lawcenter/izd/index.html

Затекстовые библиографические ссылки оформляют как перечень библиографических записей, помещенных после текста или его составной части:

в тексте: В своей монографии "Модернизм: Искусство первой половины XX века", изданной в 2003 году, М.Ю. Герман писал…

в затекстовой ссылке: Герман М.Ю. Модернизм: Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480 с.

Если перечень затекстовых ссылок пронумерован, то для связи с текстом ВКР номер ссылки указывают в верхней части шрифта:

в тексте: Данные исследования приведениы в работе Смирнова А.А.

в ссылке: Смирнов А.А. Маркетинговые исследования. М.: Мысль, 2000.с 220 с.

Или в отсылке, которую приводят в квадратных скобках в строку с текстом ВКР:

в тексте: данные этого исследования приведены в работе Смирнова А.А. [54]

в затекстовой ссылке: 54. Смирнов А.А. Маркетинговые исследования. М.: Мысль, 2000. 220 с.

Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста, в отсылке указывают порядковый номер и страницы, на которые ссылается автор:

в тексте: [10, с.96]

в затекстовой ссылке: 10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990, 173 с.

Если перечень затекстовых ссылок не пронумерован, в тексте ВКР в квадратных скобках указывают фамилии авторов или название документа:

в тексте: Этот вопрос рассматривался некоторыми авторами [Михайловым С.А., Тепляковой С.А.]

в затекстовой ссылке: Михайлов С.А., Теплякова С.А. Периодическая печать Норвегии. СПб., 2001. 205 с.

Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, картами, нотами, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другим подобным материалом.

Иллюстрации, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к ВКР.

Допускается использование приложений нестандартного размера, которые в сложенном виде соответствуют формату А4.

Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы.

На все иллюстрации должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово «Рисунок» с указанием его номера.

Иллюстративный материал оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95. Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам (далее - ГОСТ 2.105-95).

Таблицы, используемые в ВКР, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к ВКР.

Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы.

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера.

Перечень таблиц указывают в списке иллюстративного материала. Таблицы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105.

При оформлении формул в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими национальными стандартами.

Пояснения символов должны быть приведены в тексте или непосредственно под формулой.

Формулы в тексте ВКР следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы (раздела).

Номер заключают в круглые скобки и записывают на уровне формулы справа. Формулы оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105-95.

Сокращение слов и словосочетаний на русском и иностранных европейских языках оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.11-2004 (ИСО 832:1994). Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках. и ГОСТ 7.0.12-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила.

Применение в ВКР сокращений, не предусмотренных вышеуказанными стандартами, или условных обозначений предполагает наличие перечня сокращений и условных обозначений. Наличие перечня не исключает расшифровку сокращения и условного обозначения при первом упоминании в тексте. Перечень помещают после основного текста. Перечень следует располагать столбцом. Слева в алфавитном порядке или в порядке их первого упоминания в тексте приводят сокращения или условные обозначения, справа - их детальную расшифровку. Наличие перечня указывают в оглавлении ВКР.

При использовании специфической терминологии в ВКР должен быть приведен список принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Список терминов должен быть помещен в конце текста после перечня сокращений и условных обозначений. Термин записывают со строчной буквы, а определение - с прописной буквы. Термин отделяют от определения двоеточием. Наличие списка терминов указывают в оглавлении ВКР. Список терминов оформляют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5-2012. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

      Оформление списка литературы

Список литературы оформляется по ГОСТ 7.1-2003. Количество источников в списке литературы – не менее 80.

Список литературы должен включать библиографические записи на документы, использованные обучающимся при работе над темой. Список должен быть размещен в конце основного текста, после словаря терминов (при наличии).

Допускаются следующие способы группировки библиографических записей: алфавитный, систематический (в порядке первого упоминания в тексте), хронологический. При алфавитном способе группировки все библиографические записи располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические записи произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов. При систематической (тематической) группировке материала библиографические записи располагают в определенной логической последовательности в соответствии с принятой системой классификации. При хронологическом порядке группировки библиографические записи располагают в хронологии выхода документов в свет.

При наличии в списке литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языке. Библиографические записи в списке литературы оформляют согласно ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Примеры оформления библиографических записей документов в списке литературы:

Книги

Сычев М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С. Сычев. - Астрахань: Волга, 2009. - 231 с.

Соколов, А.Н. Гражданское общество: проблемы формирования и развития (философский и юридический аспекты): монография / А.Н. Соколов, К.С. Сердобинцев; под общ. ред. В.М. Бочарова. - Калининград: Калининградский ЮИ МВД России, 2009. - 218 с.

Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление: принципы управленческих решений и российская практика / Т.А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо : МИРБИС, 2008. - 508 с.

Лермонтов, М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. / Михаил Юрьевич Лермонтов; [коммент. И. Андроникова]. - М.: Терра-Кн. клуб, 2009. - 4 т.

Управление бизнесом: сборник статей. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2009. - 243 с.

Борозда, И.В. Лечение сочетанных повреждений таза / И.В. Борозда, Н.И. Воронин, А.В. Бушманов. - Владивосток: Дальнаука, 2009. - 195 с.

Маркетинговые исследования в строительстве: учебное пособие для студентов специальности "Менеджмент организаций" / О.В. Михненков, И.З. Коготкова, Е.В. Генкин, Г.Я. Сороко. - М.: Государственный университет управления, 2005. - 59 с.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.

Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри, 2001. - 94 с.

Стандарты

ГОСТ Р 7.0.53-2007 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Международный стандартный книжный номер. Использование и издательское оформление. - М.: Стандартинформ, 2007. - 5 с.

Депонированные научные работы

Разумовский, В.А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В.А. Разумовский, Д.А. Андреев. - М., 2002. - 210 с. - Деп. в ИНИОН Рос. акад. наук 15.02.02, N 139876.

Диссертации

Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. - М., 2009. - 168 с.

Покровский А.В. Устранимые особенности решений эллиптических уравнений: дис. ... д-ра физ.-мат. наук: 01.01.01 / Покровский Андрей Владимирович. - М., 2008. - 178 с.

Авторефераты диссертаций

Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. - М., 2006. - 17 с.

Лукина, В.А. Творческая история "Записок охотника" И.С. Тургенева: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01 / Лукина Валентина Александровна. - СПб., 2006. - 26 с.

Отчеты о научно-исследовательской работе

Методология и методы изучения военно-профессиональной направленности подростков: отчет о НИР / Загорюев А.Л. - Екатеринбург: Уральский институт практической психологии, 2008. - 102 с.

Электронные ресурсы

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - М.: Большая Рос. энцикп., 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

Насырова, Г.А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А. Насырова // Вестник Финансовой академии. - 2003. - N 4. - Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.

Статьи

Берестова, Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т.Ф. Берестова // Библиография. - 2006. - N 6. - С.19.

Кригер, И. Бумага терпит / И. Кригер // Новая газета. - 2009. - 1 июля.

Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: официальное издание М.: Стандартинформ, 2012

Оформление приложений

Приложения оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 2.105 -95. Приложения должны быть перечислены в оглавлении ВКР с указанием их номеров, заголовков и страниц.

В приложениях допускается помещать материал, дополняющий основной текст ВКР. В качестве приложения могут быть представлены: графический материал, таблицы, формулы, карты, ноты, рисунки, фотографии и другой иллюстративный материал.

Иллюстративный материал, представленный не в приложении, а в тексте, должен быть перечислен в списке иллюстративного материала, в котором указывают порядковый номер, наименование иллюстрации и страницу, на которой она расположена. Наличие списка указывают в оглавлении ВКР. Список располагают после списка литературы.

Приложения располагают в тексте ВКР или оформляют как продолжение работы на ее последующих страницах или в виде отдельного тома. Приложения в тексте или в конце его должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Отдельный том приложений должен иметь самостоятельную нумерацию. В тексте ВКР на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте ВКР.

IV. Структура и объем ВКР

ВКР по направлению подготовки (специальности) ____________________,

(код, наименование направления подготовки (специальности))

профилю подготовки [1] ____________________________имеет следующую структуру:                                     

- титульный лист;

- оглавление;

- текст ВКР (введение, основная часть, заключение);

- список литературы;

- приложения (при наличии).

Титульный лист является первой страницей ВКР, служит источником информации, необходимой для обработки и поиска документа.

 На титульном листе диссертации указываются:

- полное наименование организации – учредителя, Университета, института, департамента;

- ФИО магистранта, его подпись;

- тема работы;

- шифр и наименование направления и магистерской программы;

- ФИО, ученая степень, звание научного руководителя, его подпись;

- ФИО, ученая степень, звание рецензента, его подпись;

- ФИО, ученая степень, звание начальника департамента, его подпись.

Образец оформления титульного листа представлен в Приложение 1.

 Оглавление – перечень основных частей ВКР с указанием страниц, на которые их помещают. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Не допускается сокращать или давать заголовки в другой формулировке. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Основная часть (как правило, 2 главы):

Глава 1. Теоретические (научные) основы…

1.1.……

1.2……

1.3……

Выводы к Главе 1

Глава 2. Проблемы… в практике… (или Эмпирическое исследование…)

          2.1  ……

          2.2  ……

          2.3  ……

Выводы к Главе 2

Заключение

Список литературы

Приложения

Основной текст ВКР должен быть разделен на главы и параграфы, которые нумеруют арабскими цифрами.

Каждую главу (параграф) ВКР начинают с новой страницы. Заголовки располагают посередине страницы без точки на конце. Переносить слова в заголовке не допускается. Заголовки отделяют от текста сверху и снизу тремя интервалами.

В заключении излагают итоги выполненного исследования, рекомендации, перспективы дальнейшей разработки темы.

  1. Требования к структурным элементам выпускной квалификационной работы

Структура и содержание введения ВКР

Объем введения – 8-9 страниц.

Введение включает в себя следующие элементы: актуальность темы исследования; степень разработанности темы ВКР; противоречие исследования; проблема исследования; цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования; теоретико-методологические основы исследования; методы исследования;  этапы исследования; база эмпирического исследования; новизна исследования; теоретическая значимость, практическая значимость исследования;  апробация результатов диссертации; положения, выносимые на защиту; публикации; структура и объем ВКР.

Актуальность темы исследования (до 2-х страниц), содержит оценку степени разработанности решаемой проблемы, исходные данные для разработки темы, обоснование необходимости проведения исследования, развития соответствующей отрасли науки, решения практических задач.

В данном разделе следует избегать упоминаний большого количества фамилий ученых и практиков.

Проблема исследования. Сущность проблемы исследования заключается в противоречии между теорией и эмпирическими фактами, между разными эмпирическими данными или между различными их объяснениями (теориями). Проблема исследования – это не проблема практики (неэффективные методы обучения, несовершенство образовательного процесса и т.п.), а противоречие между знаемым и незнаемым, известными научными фактами и неизвестными.  Например,  мы знаем, что в раннем возрасте изучение ребенком иностранного языка влияет на усвоение им родного языка, но не знаем характер этого влияния: тормозит ли изучение иностранного языка усвоение родного или ускоряет его? (проблема 1).  Приводит ли к изменению порядка усвоения грамматических правил в родном языке или нет? (проблема 2) и т.д.

В проблеме существуют как минимум две позиции, которые выражают «концепцию о незнаемом»: является ли условие А более эффективным, чем условие Б при формировании того-то? Существует ли взаимосвязь между факторами А и Б? Меняется ли общая результативность деятельности N при отсутствии компонента F? и т.п.

Вопросы, в которых отсутствует противоречие,  например, «каковы педагогические условия формирования N?» или «при каких условиях формирование N будет эффективно?» не могут являться проблемой исследования. Несмотря на то, что такие вопросы формально могут быть отнесены к проблемным, они выражают личную познавательную проблему магистранта, и не являются проблемой исследования. Проблема исследования не должна подменяться проблемой практики и проблемой собственного незнания автора.

Объект исследования определяется как конкретный целостный фрагмент реальности, т.е. образовательного процесса, педагогической деятельности, личности и др., где существует проблема, подвергающаяся изучению.

Предмет исследования – это определенный ограниченный аспект/часть/сторона объекта, определяемая точкой зрения исследователя на объект. Предметом могут выступать процессы, протекающие в объекте, его свойства, элементы, связи и отношения. Именно предмет определяет тему научной работы. Для исследования предмета формулируются цель и задачи.

Цель исследования - это мысленно прогнозируемый результат, который вытекает из темы исследования и видится в решении основной проблемы исследования. Цель должна быть достижимой в рамках ВКР и измеряемой. Не следует формулировать цель как «изучение», «исследование» чего-то, так как эти слова указывают на средство достижения цели и делают ее неизмеримой. Необходима предметно-содержательная формулировка цели, например: «выявить условия…», «определить влияние…», «установить характер взаимосвязи…», «определить эффективность…», «раскрыть механизм…» и т.п.

Цель исследования не должна подменяться практической задачей, например, «разработать практические рекомендации…», «апробировать методический прием…», «разработать технологию…». Целью исследования как прогнозируемым результатом должно стать новое знание и решение проблемы.

Гипотеза исследования – предположительное суждение о закономерной связи явлений при определенных условиях и при действии определенных факторов.

Обоснованность гипотезы заключается в том, что она вытекает из ранее установленных эмпирических фактов и/или научной теории, а не измышляется автором лишь на основе собственных взглядов и установок.

При правильной постановке проблемы исследования, гипотеза непосредственно вытекает из нее. Например, если проблема сформулирована таким образом: «Повышает ли эффективность метода N коллективная форма деятельности по сравнению с индивидуальной?», то гипотезой исследования будет являться следующая: «Мы предполагаем, что коллективная форма деятельности при реализации метода N повышает эффективность его применения по сравнению с индивидуальной формой».

Гипотеза – это догадка автора исследования, которую следует не доказывать, а проверять. Требование проверяемости (верифицируемости) является необходимым для гипотезы. Не следует в гипотезе использовать непроверяемые конструкты, например, «традиционное обучение», «современные методы» и т.п., так как неясно, какие конкретно явления автор обозначает этими понятиями. Проверяемость гипотезы также заключается в потенциальной возможности ее опровержения.

Чтобы проверить, насколько проверяема Ваша исходная гипотеза, мысленно сформулируйте гипотезу, полностью ей противоположную (антитезу – альтернативную гипотезу). Если потенциально она может быть подтверждена или опровергнута, то ваша исходная гипотеза сформулирована корректно.

Допускается выдвижение нескольких конкурирующих гипотез. Например, «мы предполагаем, что в комплексе организационных условий, определяющих эффективность педагогического воздействия N, условие A является системообразующим». Наряду с данной гипотезой, возможно выдвижение конкурирующих гипотез относительно того, являются ли системообразующими условия B, C и D.

Гипотеза не должна быть очевидной и банальной, а должна обладать эвристической ценностью, т.е. способностью стимулировать новое научное знание.

Задачи исследования. В соответствии с гипотезой выделяются 4-5 задач, которые формулируются с использованием глаголов: «разработать», «разработать, обосновать и апробировать (внедрить)», «выделить», «определить», «выявить», «конкретизировать» и т.п. При формулировке перечня задач исследования следует исходить из формулировок параграфов, представленных в оглавлении работы. Задачи должны предусматривать содержательные действия с объектом исследования, а не выражать намерения личной активности исследователя например, «провести анализ литературы…», «подобрать методики…», «сформировать выборку…», «провести экспериментальное исследование…»

Теоретико–методологические основы исследования – это ключевая идея/теория/концепция/подход, в рамках которого ставится проблема, подбираются адекватные методы и интерпретируются результаты. Например, выбор в качестве теоретико-методологических основ исследования культурно-исторической теории Л.С. Выготского или психоаналитической теории развития ребенка определяет то или иное (культурно-историческое или психоаналитическое) понимание сущности психического развития в онтогенезе, ту или иную систему понятий, которыми магистрант будет пользоваться, методы исследования и логику интерпретации и объяснения найденных фактов и тенденций. Теоретико-методологические основы исследования определяют концептуальную «стройность» исследования и не могут включать в себя взаимоисключающие теоретические идеи/позиции/подходы.

В данном разделе необходимо указать основные теоретические и методологические положения, на которые опирается автор исследования с указанием имен ученых, в работах которые они сформулированы. Не допускается в качестве теоретико-методологических основ исследования указывать труды и конкретные работы неких авторов без раскрытия сути идеи/концепции/теории/подхода. Также не допускается подменять данные положения общими рассуждениями или перечислением большого количества фамилий тех ученых, когда-либо занимавшимися изучением данной проблемы.

Методы исследования. Методы исследования должны быть надежными и валидными, соответствовать теоретико-методологическим основам исследования и применяться в соответствии с разработанной инструкцией по применению. В ВКР обязательно указывается автор метода, если он имеется. В случае если магистрант создал свой метод или модифицировал чужой, то это обязательно указывается в тексте ВКР: после названия метода пишется: «(авторская)» или «(в модификации Иванова И.И.)».

База эмпирического исследования. Указывается образовательная или иная организация, в которой была проведена экспериментальная работа и количество обучающихся (воспитанников), принявших участие в исследовании. В случае использования случайной выборки исследования вне конкретной базы, вместо данного раздела следует указать раздел «участники исследования». В работах исторического характера следует указать раздел «источниковая база исследования», где перечислить основные источники информации, избранные для научного анализа.

Новизна исследования – это утверждение о том, какое новое знание исследователь получил, решая задачи исследования.

Теоретическая значимость результатов исследования – возможности использования полученных результатов для дальнейшей научной работы, как эти результаты можно будет использовать другими исследователями, которые будут двигаться в том же направлении.

Практическая значимость результатов исследования. В работе, имеющей теоретический характер, должны быть приведены сведения о возможном научном применении результатов исследований или рекомендации по их использованию; в работе, имеющей практический характер, - сведения о возможном практическом применении полученных результатов или рекомендации по их использованию.

Положения, выносимые на защиту, формулируются как емкие и краткие утверждения, очевидность которых доказывается результатами проведенного исследования. В положении следует приводить не результаты проведенного анализа, а то, что из этого анализа следует – найденная закономерность, тенденция, раскрытый механизм, установленный факт. Если ВКР носит методический характер, то в данном разделе необходимо сообщить не тот факт, что автором «разработана методика», а то, что эта методика по каким-либо характеристикам обеспечивает более эффективный способ диагностики/развития/исследования и т.п. Если магистрантом получены новые материалы или разработаны новые технологии, то следует указать то, какими новыми свойствами и характеристиками обладают данные материалы и технологии, делающие их эффективными.

В положение следует включать только те утверждения, которые непосредственно обоснованы/подтверждены в ходе проведенного магистрантом исследования. Нельзя включать в положения известные определения понятий или ранее разработанные положения какой-либо концепции. Не следует выносить в положения на защиту очевидные и банальные утверждения.

Апробация результатов ВКР. Указывается, на каких конференциях, совещаниях, семинарах, круглых столах и др., докладывались результаты исследования, изложенные в работе.

Публикации. Представляется перечень опубликованных, не менее двух работ магистранта, в которых изложены полученные лично автором основные результаты исследования.

Структура и объем ВКР. Приводится краткий перечень структурных единиц ВКР; указывается полный объем в страницах: 75-85 страниц машинописного текста (135.000 знаков), (без приложения).

Содержание основной части выпускной квалификационной работы

Основная часть ВКР представлена двумя (как правило) главами.

Глава 1 – теоретическое исследование - содержит результаты анализа состояния изученности данной проблемы в науке. По структуре Глава I состоит из 3-4 параграфов, которые соотносятся с теоретическими задачами исследования, указанными во введении.

В первой главе необходимо описать заявленные в теме ВКР основные понятия, дав их сущностную характеристику, представить теоретические позиции по отношению к рассматриваемым в исследовании вопросам. В данной главе дается обзор истории изучения обсуждаемой в работе проблемы. Этот обзор может быть структурирован по научным направлениям и научным школам, по историческим этапам развития науки, по развитию идей в зарубежных и отечественных исследованиях и т.д. При анализе истории проблемы желательно делать акцент на неисследованных аспектах или спорных вопросах. В заключении первой главы должно быть дано четкое теоретическое обоснование планируемого эмпирического исследования, сформулирован понятийный аппарат, обоснована логика исследования.

При составлении текста первой главы необходимо делать ссылки на авторов и источники, из которых заимствуется материал. Выводы в конце первой главы обязательны и являются связующим звеном при переходе к написанию второй (эмпирической) главы.

Глава 2 (или 2 и 3) – эмпирическое (или экспериментальное) исследование - содержит обоснование и описание процедуры и методов собственного исследования магистранта.

Здесь представлена характеристика выборки, описание контрольной и экспериментальной групп (если они присутствуют в работе), характеристика условий проведения эмпирического (экспериментального) исследования. В случае использования экспериментальной и контрольной выборки магистрант должен по возможности обеспечить их эквивалентность (путем случайного отбора, предварительного тестирования, приближенного моделирования и др.), с целью обеспечения достоверности результатов исследования. Следует избегать привлечения в качестве таких групп реальных (сложившихся) учебных классов, воспитательных групп, спортивных команд, которые разнятся по численности, возрасту, половому составу и тем характеристикам, которые могут повлиять на достоверность результатов исследования. Например, после проведения и анализа результатов констатирующей диагностики, общее количество обучающихся (воспитанников) следует разделить на две примерно равные по уровням  диагностируемых показателей группы, одна из которых станет экспериментальной, а другая группа - контрольной. С обучающимися (воспитанниками) экспериментальной группы проводится формирующий этап исследования, в ходе которого апробируются предлагаемые магистрантом содержание, методы, формы организации работы. На контрольном этапе исследования принимают участие дети обеих групп (экспериментальной и контрольной), выявляются различия в уровне диагностируемых показателей.

В тексте последовательно описывается каждый из использованных методов исследования. Примерная схема: название, автор (если имеется), цель, инструкция, стимульный материал (оборудование), измеряемые показатели, шкала оценки, схема интерпретации. При описании метода необходимо сделать ссылку на конкретное печатное издание, где он был опубликован. В случае, если магистрант описывает самостоятельно созданный метод или модифицированный чужой, то это обязательно указывается: после названия метода пишется: «(авторская)» или «(в модификации Иванова И.И.)». Не допускается использование сомнительных, с точки зрения надежности и валидности, методов, а также анонимных или отличающихся от оригинальных методов. В данной главе также описываются использованные статистические методы обработки данных. В случае приведения статистических показателей по выборкам – процентов, баллов, рангов и пр., достоверность результатов исследования должна подтверждаться корректным использованием методов математической статистики.

Для работ исторического характера допускается отступление от описанной структуры ВКР там, где это объективно оправдано спецификой подобных работ. При этом в работах исторического характера должно быть проведено различие между историографической литературой и историческими источниками, которые подвергаются анализу.

В целом, в эмпирической части работы представляется описание результатов эмпирического исследования, их анализ и интерпретация; формулируются выводы.

Содержание заключительных компонентов ВКР

Заключение представляет собой своеобразный «ответ введению». В заключении даются ответы на поставленные в начале исследования задачи, отражаются основные выводы, подтверждающие (или опровергающие) гипотезу. Особенно ценными являются выводы по эмпирической части исследования. Выводы целесообразно представлять в структурированном виде, нумеруя каждый. Последовательность представления выводов - от более общих, отвечающих на поставленную в исследовании проблему, к более частным. Заключение может завершаться предположениями по поводу дальнейших возможностей исследования данной проблемы.

Список литературы представляет собой нумерованный перечень в алфавитном порядке использованных при написании работы литературных или иных источников по проблеме. Должны быть представлены все упомянутые в работе персоналии и источники, а также иная литература по проблеме исследования (50% источников из списка литературы должны быть за последние 5 лет). Кроме того, список литературы должен содержать источники на иностранных языках.

Приложение. Здесь могут содержаться материалы эксперимента в таблицах, диаграммах, графиках; анкеты или опросники; программа коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и т.п.

VIII. Слово магистранта на процедуре публичной защиты выпускной квалификационной работы

Этикетное вступление

Ключевые слова: «Уважаемый председатель Государственной аттестационной комиссии, уважаемые члены аттестационной комиссии, уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается диссертационное исследование на тему ...».

Характеристика основных положений работы (актуальность, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования)

Ключевые слова: «актуальность обусловлена»; «в настоящее время существует стабильный интерес ...»; «объект исследования мы определяем как...»; «предметом нашего исследования является...»; «магистральная цель нашего исследования – »; «для реализации цели необходимо решить следующие частные задачи»; «в ходе исследования были использованы следующие методы ...»; «к числу теоретических методов исследования  относятся...»; «экспериментальные методы включали:...»; «экспериментальная база исследования представлена (источник, объем)».

Знакомство с основными выводами по материалам исследования

Ключевые слова: «на первом этапе необходимо было ...» (характеристика научных аксиом, теоретических положений общей методологии исследования); «анализ теоретических положений позволил» (характеристика направлений, моделей исследования, характеристика теоретических подходов, определение собственного направления теоретического поиска (по выводам первых теоретических глав); «в результате теоретических изысканий мы пришли к выводу ...».

Знакомство с основными выводами по материалам исследования в практической части работы

Ключевые слова: «экспериментальная методика включала ...»: «нами был собран, обработан и представлен материал»; «в экспериментальной части исследования были реализованы следующие задачи»; «экспериментальная часть предполагала поэтапное решение таких задач...» (ход, методика и результаты экспериментальной работы); «в результате проведенного экспериментального исследования был получен материал, который представляет определенную ценность» (характеристика исследовательского материала и практической значимости работы).

Этикетное заключение

Ключевые слова: «подводя итог, следует подчеркнуть» (новизна исследования, теоретическая и  практическая значимость); «перспективы исследования мы видим в ...» или «результаты исследования могут быть представлены как ...»

«Благодарю за внимание...»

 

[1] профиль подготовки указывается для ОП ВО (при наличии)

Категория: Информатика | Добавил: astor
Просмотров: 508 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0